Эйзенштейн
Сергей Эйзенштейн
В этом году российский кинематограф отмечает столетие. Вековая история «важнейшего из искусств» — это история тех, кто стоял у его истоков и завоевывал славу отечественного кино. Сегодня исполнилось 110-лет со дня рождения Сергея Эйзенштейна. В мировом кинематографе, наверное, нет более знаменитых кадров, чем сцены расстрела мирной толпы в Одессе из фильма «Броненосец "Потемкин"». По подсчетам статистиков, этот шедевр Эйзенштейна имеет максимальное количество наград и возглавляет рейтинг в международных опросах, сохраняя титул фильма «всех времен и народов».
Сергею Эйзенштейну посвящено столько книг, статей, эссе, диссертаций, что в сумме они превышают все остальные публикации о мастерах кино. В этом убедились «Новости культуры», побывав в мемориальном музее Эйзенштейна и встретившись хранителями его наследия.
Каждый свой фильм он превращал в исследовательскую лабораторию. Несмотря на очевидное экспериментаторство, режиссер изображал события так, будто сам был их очевидцем. Потому его картины документальны и образны одновременно. Эйзенштейн мастерски жонглировал всеми составляющими киноискусства. «Русская культура была для него определяющей, но он также основатель мексиканской культуры благодаря фильму "Да здравствует Мексика!". Он свой в Японии, он в Европе художник, настоящий да Винчи», — отмечает директор музея кино, киновед Наум Клейман.
В научно-мемориальном кабинете Эйзенштейна собраны его личные вещи. Эта коллекция настоящий паноптикум- тут и книги на всех языках мира, и сувениры, привезенные из самых отдаленных уголков планеты. «Сергей Михайлович очень любил народное творчество. Для него это чистосердечное преломление самых высоких идей. Вятская игрушка — теория цвета, которая нашла отражение во второй серии "Ивана Грозного", — продолжает Наум Клейман. — Когда говорят, что "Иван Грозный" сделан по заказу Сталина… Да, был заказ Сталина, но Сталин ожидал оправдания своей деятельности».
Мало кто знает, что Эйзенштейн, воспитавший таких учеников как Александров и Швейцер, сам был бесконечно предан своему учителю — Мейерхольду. «Когда Мейерхольд был арестован, Эйзенштейн не побоялся приехать на дачу, увез архив и спрятал», — добавляет Наум Клейман. Развив теорию Мейерхольда, Эйзенштейн создал собственный стиль монтажа. Выдающийся теоретик, разработавший концепции интеллектуального кино и монтажа аттракционов, предрекавший техническое будущее звукового кино, обладал удивительным чувством юмора.
«На занятиях Мейерхольда Эйзенштейн выступал как комик. Он был небольшого роста, плотного телосложения, волосы вьющиеся, и очень высокий голос. Как у Феллини, — рассказывает режиссер Андрей Хржановский. — Он был человеком необычайного остроумия. Как-то у него спросили, почему в Театре Советской Армии поставили "Сон в летнюю ночь". Он ответил: "Может, вы ошиблись, может это "Сон в летную ночь"?».
Помимо семи снятых фильмов Эйзенштейн оставил после себя огромное наследие: лекции, исследования, дневники, письма, рисунки. Можно только удивляться, как один человек успел все это сделать за пятьдесят лет?
Оксана Карас
Новости культуры
© www.tvkultura.ru

Изд: "Сергей Эйзенштейн" (избр. произв. в 6 тт) "Искусство", М., 1968
OCR: Владимир Янин
Как бы хотелось исчерпать статью о себе столь же скупо--тремя словами.
Сами слова при этом были бы, вероятно, иными, чем эти три, которыми
резюмировал свой жизненный путь Стендаль.
Эти три слова -- по-русски: "Жил, писал, любил"--согласно завещанию
Стендаля, должны. были служить эпитафией на его могиле.
Правда, законченным я свой жизненный путь не полагаю. (И боюсь, что на
нем предстоит еще немало хлопот.')
А потому в три слова улягусь вряд ли.
Но, конечно, три слова могли бы найтись и здесь.
Для меня они были бы:
"Жал, задумывался, увлекался".
И пусть последующее послужит описанием того, чем жил, над чем
задумывался и чем увлекался автор.
АВТОБИОГРАФИЯ

Броненосец "Потемкин", 1925. С экрана в жизнь

Будущее звуковой фильмы

Четвертое измерение в кино

"Двенадцать апостолов"

Как я стал режиссером

Монтаж (1938)

Монтаж аттракционов

Моя первая фильма

О форме сценария

Вертикальный монтаж

Волки и овцы